Москва–Минск: юбилеи двух столиц
Как заново открыть для себя два самых известных города России и Беларуси
Две столицы Союзного государства России и Беларуси — почти ровесницы. Разница в возрасте (точнее — в дате первого упоминания) — всего каких-то 80 лет: 1067 годом датировано появление Минска, 1147-м — Москвы. В эти места еще в конце первого тысячелетия пришли кривичи, которые и стали первыми обитателями поселений именно в статусе городов. И оба они названы по рекам, на которых стояли — Москвы и Мени. Дальше этимологические изыскания приходят к противоречивым результатам. Филологи и историки не могут точно определить происхождение гидронима «Москва», но он абсолютно точно означает что-то мокрое или даже саму воду — не то в балтийских языках, не то в славянских, не то в финно-угорских. А с Меней проще — название реки восходит к индоевропейскому слову, означавшему «малый».
На протяжении почти девяти столетий судьбы двух городов были тесно переплетены. Они периодически становились частью единого государства, но иногда расходились; они вместе воевали против захватчиков и часто помогали освобождать территории друг друга; они обзавелись не только торговыми связями длиною чуть ли не в тысячелетие, но и общей культурой и очень похожими языками. Поэтому никто не удивился, когда эти отношения, на уровне уже столиц двух суверенных государств, были оформлены официально при создании Союзного государства России и Беларуси.
Близость двух городов — это история, например, о том, как белорусы не хотели пускать в Россию Наполеона, а после — помогали русской армии гнать его до самого Парижа. Соединение Москвы и Минска железной дорогой в XIX веке привело к настолько серьезному экономическому прорыву, что города отразили это в своей внутренней топонимике: вслед за Московской улицей в Минске и Минской — в Москве, на протяжении всего XX века в двух столицах появлялись объекты, отсылающие жителей одного братского города к другому. Станции метро, гостиницы, памятники известных москвичей и минчан…

В годы Великой Отечественной десятки тысяч минчан ушли в подполье и на протяжении трех лет вели подрывную деятельность — взять столицу СССР фашистам не позволила, в том числе, и она. А в последние годы Минск стал одним из ключевых туристических направлений для москвичей, Москва — для минчан. И в этом году две столицы Союзного государства готовятся отметить юбилеи в один день — 9 сентября.
Из Москвы в Минск и обратно
Как с наименьшими потерями добраться из одной столицы до другой
На поезде
С появлением недорогих билетов на самолет железнодорожное сообщение между столицами Союзного государства немного потеряло в популярности, но до сих пор остается очень востребованным. Преимущество в том, что в один день есть несколько рейсов, и вы сможете выбрать любое удобное время для путешествия: ночь, утро, день или вечер. Время поездки в среднем займет от 9,5 до 10,5 часов. Цена: плацкарт от 3 000 р., купе — от 5330 р., люкс — от 10,5 тысяч российских рублей. В обратном направлении стоимость билета остается на том же уровне.
На самолете
Самые дешевые билеты — у «Белавиа». На 9 сентября на сайте авиаперевозчика цена за билет из российской столицы в белорусскую — от 2900 рублей, в то время как у конкурентов в среднем от 5-ти тысяч. Из Минска в Москву перелет обойдется чуть дороже — у самой «Белавиа» цены стартуют от 3200 рублей (104,5 белорусских рубля). По времени перелет займет 80 минут.
На автомобиле
Чтобы добраться из Москвы до Минска, потребуется около 8 часов (440 км по российской территории и 280 — по белорусской). Как отмечают путешественники, М1 (Минское шоссе) — одна из лучших федеральных трасс в стране. Проблемы возникнут только при выезде из российской столицы из-за пробок. Границы как таковой между государствами нет. Существует один важный момент — «Зеленая карта». Это страховой полис, который необходим для посещения на автомобиле стран Европы, в том числе и самой Беларуси. Если ездить по территории республики без аналога местного ОСАГО — можно попасть под административную ответственность и потерять 14 тысяч рублей, а стоимость «Зеленой карты» везде одинаковая — на 15 дней около 920 рублей.
На автобусе
Между столицами ходит множество автобусов, от 10-ти рейсов в день. Преимущественно они отправляются вечером, в промежутке между 19−00 и полуночью. Отходят они от главных автостанций столиц: Теплый Стан, Южные ворота, Щелковский, Новоясеневский в Москве и Центрального автовокзала в Минске. Прибывают автобусы в пункт назначения ранним утром. Время в пути в среднем занимает от 10 до 12 часов. Стоимость билета (на 10 сентября) на одного взрослого — от 1200 до 1700 рублей.
Современное искусство на улицах Москвы и Минска: в День города и не только
Москва: стать программистами будущего своего района
9 сентября, в день рождения столицы, москвичи получат шанс попробовать себя в роли составителей программного кода культуры собственного района. Такую возможность им предоставит паблик-арт проект «Культурный код» художника Марины Звягинцевой. Прямо на асфальте вокруг выставочного зала «Ковчег» (улица Немчинова, 12) развернется масштабная интерактивная инсталляция, в которую любой желающий сможет «вписать» недостающие, по его мнению, фрагменты. Самые удачные идеи жителей будут использованы во второй части проекта и, возможно, повлияют на создание нового облика Тимирязевского района.

Необычные объекты, вписанные в московские улицы, появятся в День города на различных праздничных площадках российской столицы. На Тверской можно будет увидеть макет космической станции «Салют-7» чуть ли не в натуральную величину и модель космического корабля «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. Кроме того, в центре установят скалодром в виде башен «Москва-Сити» — и по ним даже можно будет взобраться.
Минск: всадники из «Битвы на Немиге»
В центре Минска к юбилею города с максимальной исторической достоверностью построят настоящий рыцарский городок XI—XII вв.еков с башнями, местом для турниров, палаточным лагерем и трибунами для зрителей.

Что касается собственно уличного искусства, то еще в июне в Минске открылась выставка проекта современного искусства «Арт-острова», в этом году посвященная юбилею белорусской столицы. Экспозиция разместилась на острове Комсомольцев акватории Комсомольского озера. Инсталляции из дерева и металла создавались руками белорусских и зарубежных художников. Центральное место экспозиции занимают скульптуры мастеров Павла Войницкого и Вадима Мацкевича «Битва на Немиге». Фигуры всадников-участников легендарного сражения призваны напомнить горожанам о первом летописном упоминании города. Некоторые объекты интерактивны, например, работа художниц по стеклу Жанны Морозовой и Елены Чепелевой. Рядом с этим объектом гости парка становятся участниками разгадывания «городских секретиков», заглядывая в три бетонных кольца.
Самые древние в Европе куранты и футуристическая библиотека: символы столиц Союзного государства
Фотофакт: день в истории города в архивных фотодокументах
НАВОДНЕНИЕ В МОСКВЕ
В 1908 году Москва оказалась под водой из-за паводков. 10 апреля началось наводнение, причинами которого стали таяние снега и проливные дожди. Уровень Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала поднялся почти на 9 метров. В результате главная столичная река вышла из берегов и затопила почти 1/5 территории Москвы. Стены Кремля оказались под водой на уровне 2,3 метра.

Тогда действительно по центру города, как в Венеции, курсировали лодки, перевозившие пассажиров с одной столичной улочки на другую. Кое-где еще могли проехать конные повозки, но даже извозчики не рисковали заходить туда, где вода доходила бы животному до живота. Это наводнение стало одним из крупнейших в российской столице.
Этому событию даже установлен памятник. Найти его можно по адресу Якиманка, Замоскворечье дом 4с1 по Якиманской набережной. Он представляет из себя памятник-отметку уровня воды, показывающий масштаб затопления в этом районе города.
ОТКРЫТИЕ МИНСКОГО МЕТРО
Эти юные минчане стали самыми первыми пассажирами столичного метрополитена. В конце 60-х годов большинство жителей Минска не поддержали идею строительства подземки. К тому же во времена СССР существовал негласный закон, по которому собственным метрополитеном мог обзавестись только город-миллионник. Малыш «на миллион» родился в Минске в 1972 году, только теперь власти могли задуматься о подземке, и уже 16 июня 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» была забита первая свая первой линии метрополитена.

Первый рейс столичного метро, состоявшего тогда всего из 8-ми станций, отправился в 1984 году, на год раньше положенного срока.
Москва и Минск будущего:
градостроительные перспективы
Москва: 140 с лишним километров метро и благоустройство промзон
Зоны отдыха для горожан. В ближайшие годы в Москве планируют обустроить 64 километра набережных, которые станут комфортными для туристов и отдыхающих москвичей. В работе есть несколько проектов оформления береговой линии Москвы-реки, объединенные общей концепцией. А к 2019-му году в Нагатинской пойме планируют достроить российский Диснейленд — детский парк развлечений «Остров мечты». Парк, разделенный на несколько тематических зон, разместится на 100 гектарах — площадь, равная 26 футбольным полям! Обещают самые современные аттракционы, например, сверхбыстрые американские горки высотой 25 м.

Метро. Только за 2017 год в Москве откроются в общей сложности 19 новых станций метро. А к 2021 году в российской столице планируют ввести в строй еще 142 километра линий подземки и 63 новые станции. В итоге протяженность московского метро увеличится в полтора раза. Уже идет строительство Третьего пересадочного контура, который свяжет все радиальные линии, будет также развиваться запущенное в прошлом году Московское центральное кольцо. При этом не забудут про традиции советской эпохи — как и во время проектировки самых первых станций, для каждой новой остановки придумают свое особенное лицо, а дизайн будет учитывать место ее расположения и историю.

Медицинский кластер. Медцентр международного уровня появится на территории Сколково. В большой, оснащенный по самым современным стандартам комплекс будут приглашать из-за рубежа практикующих врачей-иностранцев, имеющих все необходимые аккредитации. Создание такого кластера позволит системе здравоохранения Москвы выйти на передовой уровень.

ЗИЛ и перепланировка промзон. На территории бывшего автозавода имени Лихачева собираются построить настоящий город в миниатюре с жилыми комплексами, бизнес-центрами, детскими и спортивными площадками, бульварами и парками. Работы на этом месте уже ведутся. Но ЗИЛ — не единственная промзона, которую затронет благоустройство. В планах московских властей — привести в порядок все простаивающие сегодня производственные территории и превратить их в зеленые жилые районы. Например, на месте промзоны «Грайвороново» появится практически настоящая лесная роща — бульвар с прогулочными дорожками общей площадью три гектара.
Минск: технопарк и социальная инфраструктура
Метро. В планах городских властей — пополнить минский метрополитен еще двумя линиями. Третья ветка протяженностью 17,2 км соединит районы Зеленый Луг и Курасовщина и будет насчитывать 14 станций. Открытие первых четырех из них намечено на 2019 год, работы в подземке ведутся в круглосуточном режиме. Четвертая линия метро белорусской столицы будет кольцевой и замкнет все три предыдущих, ее строительство предусмотрено Генпланом города. Кстати, минчане уже выбирают имена для станций этой ветки. Согласно проведенному летом опросу, больше всего горожанам понравилось название «Киевский сквер».

Индустриальный парк. Один из важных для белорусской столицы проектов — технопарк «Великий камень» возле аэропорта «Минск-2», строительство которого ведется совместно с представителями Китая. Это будет мини-город, закончить создание его инфраструктуры планируется в 2022 году. На территории в 800 с лишним гектаров разместятся целые проспекты с жилыми кварталами, автомобильные и железные дороги, десятки фабрик и заводов, деловые центры, парки развлечений. Предполагается, что по окончании строительства в зоне «Великого камня» будут работать около 120 тысяч человек. Количество компаний-резидентов, которых удалось привлечь к проекту технопарка, растет достаточно быстро, и к концу года их число планируют довести до 20. Кстати, недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко не исключил создание на территории индустриального парка и предприятий системы военно-промышленного комплекса.

Социальная инфраструктура. В ближайшие годы в Минске предусмотрено строительство нескольких социальных объектов. К примеру, только за 2018−19 годы власти намереваются возвести девять детских садов, три школы. Есть проекты также в области спорта. Так, к 2020-му году в Заводском районе города появятся Национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта. А уже в конце этого года введут в строй клинический медицинский центр в районе Ждановичи.
Пешком до Минска из Москвы и массовые свадьбы
Столицы Москвы и Беларуси продолжают удивлять археологов, школьников и молодоженов
В Дни города Москвы и Минска поженятся больше 70 пар
Москва в действительности может оказаться старшей сестрой Минска. Заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы, археолог Леонид Кондрашев заявил, что столица могла возникнуть за 100 лет до официальной даты основания.

— Несомненно, Москва образовалась раньше даты 1147 года. Сейчас скорее коллеги уже спорят, можем ли мы это считать непосредственно городом или это была сеть каких-то поселений. Находки имеют такой городской характер, но дискуссия будет жаркая… Я бы все-таки относил где-то на 100 лет ранее, связывал бы с походами Изяслава Ярославича на племя голядь, в Москве есть речка Голедянка, — считает он.

Датой основания, по которой отмечается юбилей Москвы, считается 1147 год, когда князь Юрий Долгорукий встретил новгород-северского князя Святослава фразой «Приходи ко мне, брате, в Москов».
Москва может оказаться на 100 лет старше официальной даты основания
В российской столице пройдет больше 60 свадебных церемоний 8 и 9 сентября. Особенно новобрачных привлекает свадьба в День города — в субботу. Брачные церемонии молодожёнов запланированы в музеях-заповедниках «Царицыно» и «Коломенское», Картинной галерее Ильи Глазунова, Петровском путевом дворце, особняке Петра Смирнова на Тверском бульваре, усадьбах Кусково и Люблино, а также на территории гостиничного комплекса «Даниловский».

9 сентября на Площади Свободы в Минске пройдет сразу 9 свадеб, при этом жениться пары будут одновременно! 18 женихов и невест распишутся на месте концертного зала «Верхний город», где около трёх веков назад, по преданиям, располагался храм Святого Духа. А пришедших на церемонию минчан будут развлекать уличные музыканты и придворные в костюмах.
Не хотим выпускного бала — хотим 700 км пешкодрала
В 2015 году две юные минчанки оригинально отпраздновали окончание школы — прошли всю трассу М1.

— Мы ночью сидели в одном из минских кафе, и Лиза пошутила насчет того, что можно пойти пешком в Москву. Сначала мы посмеялись, но потом решили это осуществить, — рассказывает одна из путешественниц Глория.

Шли Глория и ее одноклассница Лиза прямо по трассе М1, скрыв от родителей свои намерения преодолеть почти 720 километров на своих двоих.

Взвалив на плечи рюкзак, в котором были только палатка, шоколадные батончики, сменная одежда, зарядное устройство для мобильного, фонарик, спальные мешки и пять баллонов средств от насекомых, без денег, девочки отправились в российскую столицу.

— Были моменты, когда есть очень хотелось, но еду просто неоткуда было взять — до заправки далеко, вокруг только лес. Тогда приходилось отдыхать, не хотелось идти, но мы себя побеждали и шли дальше.

Путешествие заняло 24 дня, в среднем в день девочки проходили около 30 километров. В итоге, когда Глория и Лиза достигли своей цели, они зареклись больше никогда не повторять этот подвиг снова.

— Мы понимали, что больше никаких лесов, пешкодрала и ссор, и наконец-то поедим как люди. Ощущения были такие, как будто война кончилась.
Текст: Мария Гришина, Дарья Панкина, Артур Галеев
Фото: БЕЛТА, РИА Новости, Фото Музеев Московского Кремля, wikipedia.org, Александр СТАДУБ, Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru, Иван ВИСЛОВ/kpmedia.ru, Олег ЗОЛОТО/kpmedia.ru, Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru, Виктор ГУСЕЙНОВ/kpmedia.ru, Мария ГРИШИНА, Михаил ГРУШИН/ТАСС, Александр ТОЛОЧКО/ТАСС, stroi.mos.ru, vk.com/ОО"Федерация силового экстрима"
Дизайн: Рушан Каюмов
Made on
Tilda